Вангелис
Маг электронных инструментов, гениальный композитор XX века, написавший музыку к десяткам фильмов. Многие из тех, кто видел его впервые, приходили в изумление: как такой физически развитый и угрюмый на вид человек может создавать столь трогательные и лирические произведения. Даже, если вы никогда не слышали об этом композиторе, вы не могли не слышать его музыку. Красивые и легко узнаваемые мелодии то и дело звучат в кино, в телевизионных заставках, в рекламе...
Родился Вангелис в г. Волос в Греции 29 марта 1943 г. Настоящее имя - Ευάγγελος Οδυσσέας Παπαθανασίου [Эвангелос Одисеас Папатанасиу]. Музыкальные таланты юного Вангелиса стали очевидными уже в 4 года, а впервые его музыка прозвучала со сцены, когда ему было 6 лет. Однако когда родители попытались дать мальчику профессиональное музыкальное образование, оказалось, что он совершенно не подчиняется формальному образованию, потому что упорно не желает следовать каким-либо указаниям. Вместе с тем, в дальнейшем он с теплотой вспоминал о своей матери, которая особенно настойчиво стремилась приохотить мальчика к игре на фортепиано.
Фашистский путч «чёрных полковников» (1968 г.) застал Вангелиса в Париже, где он со своими друзьями Демисом Руссосом и Лукасом Сидерасом учился в Сорбонне. Решение не возвращаться на родину было принято единогласно… Там же они создают группу «Aphrodite's Child», где Вангелис выступает в роли композитора и клавишника, а Демис Руссос становится вокалистом. Несмотря на определенный успех группы, в начале 70-х друзья решают разойтись. В отличие от многих других музыкантов они расстались хорошими друзьями и в будущем Вангелис и Демис Руссос неоднократно сотрудничали вместе. Лукас Сидерас после распада группы ушел из музыки и посвятил себя семейной жизни.
В 1970 году Вангелису впервые представился случай записаться на пластинку. Первым диском молодого композитора стал саундтрек к фильму Генри Чапиера «Sex Power». Фильм был снят в жанре «легкого порно». Уже на этом диске бросается в глаза необычайно мелодичный лейтмотив. Гораздо позже, когда кто-то из поклонников связался с Генри Чапиером, тот был искренне удивлен, что его фильм спустя такое количество лет еще кого-то интересует.
Следующие два года были, вероятно, не самыми лучшими в жизни композитора. Несколько дисков, вышедших за это время, были неудачными в коммерческом плане. Однако позже, в жизни Вангелиса наступает светлая полоса, он знакомится и начинает работать с французским режиссёром Фредериком Россифом.
В 1974 году Вангелис, ставший уже звездой мирового масштаба, перебирается из Парижа в Лондон, где его кандидатура всерьез рассматривается как возможная замена клавишника Рика Уэйкмана в группе «Yes». Однако, после двух недель репетиций, Вангелис покинул их, сказав, что его музыкальная концепция слишком далека от концепции группы. Именно за эти две недели он сдружился с солистом «Yes» Джоном Андерсоном, что обеспечило их последующее совместное творчество, продолжающееся и по наши дни.
В 1975 году Вангелис подписал контракт с компанией RCA и основал собственную студию звукозаписи «Nemo Studios», которую Вангелис впоследствии упоминает как свою исследовательскую лабораторию. Его полное имя было слишком трудным для восприятия рядового английского слушателя, и потому фирма RCA, предложила укороченный вариант имени – Vangelis, которое часто произносится на английский лад как «Ванджелис». В конце 70-х — начале 80-х годов Вангелис немало времени уделяет совместным проектам. Вместе с Джоном Андерсоном он записывает четыре успешных альбома под маркой «Jon and Vangelis» (справедливости ради, стоит сказать, что в этих дисках больше от Джона, чем от Вангелиса), записывает два альбома «старинных» греческих гимнов совместно с Ирини Папас, изданных только в Греции, продюссирует записи Демиса Руссоса…
В 1981 году выходит фильм «Chariots of Fire» («Огненные колесницы») с музыкой Вангелиса. За эту музыку он удостоился премий «Оскар» и «Грэмми». Заглавный трек с альбома стал единственной греческой композицией в истории, возглавившей национальный хит-парад США.
В 1984 году Вангелис принимает участие в создании совместного альбома в стиле нью-эйдж с Сьюзан Чьяни.
Через двадцать лет Вангелис вернулся в Грецию, где в 1998 году ему было поручено создание музыки для самых знаменательных празднеств — открытия Олимпийских игр в Афинах. Сегодня на сцене с успехом идут балеты Вангелиса, которые остаются недоступными для большинства его почитателей за пределами Греции.
В 2001 году вышел новый альбом Вангелиса «Mythodea», где маэстро сочетает электронную музыку с симфонической, что для него уже стало традицией. Дело в том, что у Вангелиса практически нет чисто электронных произведений, это всегда сочетание электроники и еще чего-то. И это «что-то» - всегда разные, порой несовместимые, жанры музыки.