"Куда податься?"
Вопрос далеко не праздный в создании собственного алгоритмы обработки фонограмм на предмет улучшения их качества, нарезки на треки или дальнейших экпериментов. Я хочу привести собственные познания и опыт в этой области. Я использую доступные программы и оборудование самого широкого применения. Примеры работы с профессиональным ооборудованием и программами не рассматриваются в данном варианте.
Всю обработку делаю на 2-х компах - один 2-х ядерный, второй 4-х ядерный. Монитор один 19" кубик, другой 22" TFT. ОЗУ не менее 2 Гб, т.к. для больших файлов это важно. Саундбластеры - Audigy, Julia (встроенные) и M-Audio (внешняя). Использую программы CoolEdit Pro 1.0, Adobe Audition 2.0, WavePurity 5.70, SoundForge 4.5/SounForge 9.0, MAGIX audio cleaning lab 10 deLuxe, Wave Corrector 3.0, Steinberg WaveLab 5, DC Live Forensics 7.04
я составил следующий алгоритм обработки:
1. Записанная сторона пластинки если не содержит щелчков больше амплитуды полезного сигнала, выравнивается по амплитуде (поканально-L/R equally) и выставляется на уровне 80% от максимального (Normalize). Если таковые имеются (big pops), то удаляются вручную, потом выставляется те же 80%. Это оригинал - вещь священная и неприкосновенная. Хранится пожизненно.
2. Потрековая нарезка. Винилы 80-х я не подвергаю дополнительной частотной коррекции, что касается более ранних, то из-за узкого диапазона звуковых носителей того периода желательно сделать подъем АЧХ, выбранный мной экспериментально, и оставляет звучание фонограммы вполне естественным. При этом естественно "проявляется" много дефектов, ранее не заметных. Вот значения на 30-ти полосном эквалайзере -
Выставляем значения полос в соответствии с данными ниже
31 Hz - 0 dB
39 - 0
50 - 1,86
62 - 3,93
80 - 3,93
100 - 1,86
125, 160, 200, 250, 320, 400, 500, 640, 800, 1k, 1,3k, 1,6k, 2k, 2,5k, 3,2k, 4k - 0 dB
5k - 1,03
6,4k - 2,26
8k - 4,76
10k - 6,41
13k - 6,83
16k - 5,59
20k - 1,86
25k - 0 dB
если оригинал был на уровне 80%, то этот подъем не приводит к ограничению пиков сигнала. В таком случае после коррекции опять выравниваем амплитуды каналов и выставляю значение - 100% (можно 90%). Далее всю сторону режу на треки. межтрековую паузу разделяю при этом 3 к 1. После выходного фэйда - 3 части, перед входным фэйдом - 1 часть. Треки нумерую и сохраняю в отдельной папке.
3.Теперь наступает процесс обработки сигнала. Руками или софтом все это делать. Каждый решает для себя сам. Нужно набраться терпения и настойчивости, чтобы получить приемлемый результат. В любом случае ручная корректировка более щадящая и качественная, но и более трудоемкая.
Вот перечень дефектов, которые предстоит убрать
- щелчки и шипение винила (clicks & crackles, hiss noise), удаление щелчков от склеек фрагментов, сглаживание углов "ступенек",
- нелинейные (гармонические) искажения фонограммы (distortion),
- низкочастотные всплески (от перемещения резака рекордера) и привнесенные наводки от непрофессиональной записи и монтажа фонограммы. Рокот от коробления винила также можно свести к минимуму.
4. Предварительно бегло прослушиваем фонограмму и оцениваем ее состояние, а также свои возможности. Мой главный принцип - не навреди. Если не можешь сделать лучше - оставь как есть до лучших времен. Самые легкие винилы - это диски 80-х (если не убитые конечно). Тут все просто. Если есть щелчки размером с амплитуду сигнала - убираем руками, мелочь оставляем "чистилкам-клинерам". Нелинейных искажений тут очень мало, возиться - себе дороже. Для чистки щелчков можно использовать встроенный инструмент "remove clicks and pops" (Cool/Adobe), tools-click and cracle removal (SoundForge 9), wizard-remove crackles, clicks and pops+remove record player rumbling noise (WavePurity). Все настройки используются по умолчанию (as default). Как показал опыт, эти настройки оптимизированы именно под такой уровень щелчков (песок). Вариации в настройках в небольших пределах возможны, но ощутимой разницы все равно не получить. Лучше попробовать встроенные готовые шаблоны внутри панели.
В любом случае правило такое - сначала ручная проработка, потом программой. Универсальных лекарств не существует. Каждый раз нужно пробовать - и слушать. не забывая в нужный момент делать "Save as" и "Undo". Разные варианты обработки разными программами храню в раздельных папках одного оригинала. Результат сравниваю путем воспроизведения разных версий. Выбираю наиболее приемлемый. Обрабатываю входной и выходной фэйд. Добавляю паузы (0,5 сек) перед началом и после окончания каждого трека. И в папку "Ready" сохраняю готовый трек.
Еще один совет - тихие места и фэйды прорабатываю вручную, т.к. на низких уровнях сигнала ни одна чистилка нормально не работает.
5. Деформированные, "запиленные" и просто старые винилы 60-70-х - это настоящая "целина" для экспериментов со звуком.
a) первым делом руками убираем "камни и глыбы", правим крупные фрагменты.
Делается это путем вырезания фрагментов с одинаковыми пространственными координатами (желательно в точке перехода через ноль) (одна-две волны),
Методы исправления –
- замена участка вблизи нулевой линии тишиной,
- удаление центральной точки внутри дефекта,
- ручное перемещение точек внутри дефектного участка,
- замена дефектного участка аналогичным из сопредельного пространства или из другого
канала (если они похожи)
Такие процедуры возволяют делать инструменты в CoolEdit Pro/Adobe Audition. Эта программа основная для ручной обработки, монтажа и окончательной доводки. Иногда пользуюсь WaveLab (Analysis-Audio error detection and correction) но чаще все-таки руками в CoolEdit Pro.
b) исправляем нелинейные искажения. Если синусоида несимметричная (завалена вперед или назад) то скорее всего это результат неправильной ориентации иглы в канавке. Меняем его путем поворота головки в держателе тонарма (этот эффект описывался выше) относительно своей оси.
Дальнейшая коррекцию кривизны синусоидальных сигналов я делаю в Wave Corrector 3.0, т.к. в основе обработки ею заложен именно этот метод.
c) борьба с низкочастотными помехами ведется также несколькими способами. Иногда достаточно использовать ВЧ-фильтры. Чаще всего они хорошо работают в тихих местах фонограммы, желательно захватывать музыкальные фразы для обработки, на однородном фоне будет отчетливо слышна разница в переходах без и с обработкой таким фильтром. Примерно такой же результат от применения встроенных Rumble фильтров и фильтров режекции на 50/60/100/120Hz. Если же НЧ-помеха от сети 50/60 Гц сильно заметна и слышна на всем альбоме, то я применяю разделение сигнала на ВЧ и НЧ составляющую. ВЧ остается без изменения, НЧ-часть трека суммирую оба канала 100% или в меньшем соотношении. Поскольку НЧ помеха в обоих каналах как правило противофазна, то в результате сложения она сильно ослабляется, а кое-где уходит вовсе. В итоге обработанная таким образом НЧ часть трека опять поканально суммируется с ВЧ частью. И результат для моно вариантов фонограмм просто отличный, для стерео варианта несколько изменяется панорама звучания, и в какой-то степени сам спектр. Но все это нужно экспериментально подбирать для получения наилучшего результата.
Низкочастотные всплески от перемещения резака рекордера особенно заметны на винилах 60-х годов. Если вышеуказанные методы не помогли, тогда вручную удаляется 1-2 периода синусоиды, содержащей этот дефект. Резать желательно в точках перехода через 0.
d) очистка от щелчков в принципе не отличается от процедуры для дисков 80-х. Может больше ручной предварительной работы особенно на фэйдах и в тихих местах. Общие советы. "remove clicks and pops" (Cool/Adobe) использую для преимущественно гитарной музыки. clicks and pops+remove record player rumbling noise (WavePurity) использую там, где нет духовых (саксофон, флейта), смычковых (скрипка, виолончель) и синтезаторов со звучанием в нижнем регистре, tools-click and cracle removal (SoundForge 9) использую тогда, когда остальные чистилки сильно искажают звук, хотя после него иногда остается много необработанного "песочка", что соответственно увеличивает нагрузку на ручной вариант предварительной чистки.
e) иногда в фонограмме присутствует шипение магнитной ленты и другие шипящие призвуки. Фэйды часто имеют такой хорошо слышимый дефект, хорошо прослушиваются они и в паузах. Ну обрабатывать такие участки лучше фрагментами. Выбираются участки с порогами заметности шипения и контуры увязываются с музыкальными фразами. Эти фрагменты как отдельные файлы можно обрабатывать разными программами, а потом вставлять в итоговую фонограмму, путем замещения этих участков на исправленные. Помимо стандартных средств в CoolEDit Pro/Adobe Audition, в этом плане очень мощный пакет фильтров содержится в DC Live, где помимо всего прочего очень точно можно подстроить АЧХ фильтров, но и выставить кривую амплитуды действия некоторых фильтров. Зачастую хороший эффект дает одновременно с удалением щелчков, удаление шума в tools-noise reduction (SoundForge 9), возможно попробовать разные шаблоны Reduction type и Preset.
f) когда готовы все составные части фонограммы делаем сведение. Делаем окончательный монтаж и сборку всех фрагментов. Я это делаю в CoolEdit Pro, Допуская открытие нескольких окон и копирую фрагменты из одного окна в другое. Если нужен микшер, я использую окно "Multitrack", где произвожу поканальное суммирование.
Вот вкратце и все. Опыт и наличие тренированного слуха играет в этом деле первостепенную роль. Плюс уйма времени на эксперименты и огромная нагрузка на зрительный аппарат. В дальнейшем каждую из упомянутых программ рассмотрю в применении для наших целей более подробно.
Приобретайте бесценный опыт путем проб и ошибок. Желаю удачи!
Sergio (1 July 2009)