Интервью с Аттиллой Коллар (Solaris)
В каком состоянии сейчас существует группа Solaris? Все еще на ходу? 
Да, мы еще функционируем, и в этом году начали писать новый альбом. В 1999 году мы выпустили альбом Nostradamus - Book of prophecies, материал с этой пластинки мы представили на концерте в рамках фестиваля NEARFest в июне 1999 года в США. 
Если группа продолжает функционировать, нет ли планов относительно добавления новых музыкантов? 
Состав группы таков: Богдан Кзаба [Bogdan Csaba] - гитара, Роберт Эрдез [Erdesz Robert] -клавишные, Ласло Гомор [Gomor Laszlo] - барабаны, Атилла Коллар [Kollar Attila] - флейта, рекордер, Тамаc Покс [Pocs Tamas] - бас. В 1998 году мы потеряли нашего гитариста - умер Истван Жиглан [Cziglan Istvan], после его смерти мы не хотели менять наш основной состав. Для будущих концертов мы планируем приглашать различных музыкантов и вокалистов в качестве гостей, которые участвовали в записи альбома Nostradamus. 
Кто музыкальный лидер группы Solaris? 
Роберт Эрдез лидер группы Solaris, но в музыкальном отношении вклад всех музыкантов примерно одинаков. 
Каковы ваши отношения с лейблом и прочими бизнес-делами? 
Глава и "мотор" Periferic Records - Бозормени Гергели [Boszormenyi Gergely]. Он настоящий друг группы Solaris. В 1994 году он начал работать с нами на новом выпуске (на компакт диске) альбома Martian Chronicles и он же и предложил добавить бонусные треки к оригинальному изданию на пластинке. Позже он помог нам организовать гастроли и концерты: на фестивале Prog-Fest 1995 года в Лос-Анджелесе, в Рио-де-Жанейро в 1996 году, на NEARFest в 1999 и в 2001 году в Мексике. 
Кроме номерных пластинок известно, что вы выпускали пару синглов на ранней стадии жизни группы и кассетную версию второго альбома. Есть еще какие-то официальные релизы? 
Первый сингл назывался "Solaris", он был выпущен первым составом группы (гитаристом Истваном Жигланом, клавишником Робертом Эрдезем, флейтистом Аттилой Колларом, басистом Аттилой Сересом (Attila Seres) и ударником Вилмосом Тотом (Vilmos Toth)). Второй сингл появился в 1981 году и назывался Counterpoint (тот же состав, только вместо басиста Аттилы Сереса - Габор Кижабо [Gabor Kisszabo]). Первая же пластинка была выпущена в 1984 году - это были "Martian Chronicles" (вместо Тота - уже Покс, а также дополнительные музыканты в лице Богдана, Кижабо и Рауча Ференца [Rausch Ferenc] - барабаны). Двойная пластинка вышла в 1990 года (она так и называется 1990, двойной же диск с этого материала был выпущен в 1997 году. Затем в 1996 году был двойной концертный компакт диск Live in Los Angeles. Концертный видео и аудио материал по мотивам фестиваля Prog-Fest 95 выпустили Musea в тот же год. Ну, и новый альбом Nostradamus - Book of Prophecies вышел на CD в 1999, а на следующий год появилась первая часть архивных материалов. 
Расскажите о компиляции Invisible 'Noise Reduction II'? 
Это кассета с несколькими ранее не издававшимися песнями и несколькими радио-эфирами, она не была выпущена официально, поэтому у нас есть только несколько копий этой кассеты. 
Выпустили уже вторую часть архивных записей или еще что-то в этом роде? 
Нет, но мы планируем сделать это в самом ближайшем будущем. 
Первый том архивного издания был очень интересным и он хорошо проиллюстрировал ранние дни Solaris, в более жестких и менее причесанных формах чем сейчас. Можете рассказать, как группа появилась на свет и как вы пришли к этому звуку (который можно услышать на Marsbeli Kronikak)? 
Группу Solaris основали несколько студентов университета, которые любили прогрессивный рок и научную фантастику. Мы часто репетировали в Medical University Club (1980-1984), где пытались сформировать собственный музыкальный язык. После концертов в университетском клубе много воды утекло, прежде чем композиции приняли тот вид и ту форму, в которой они известны. 
Расскажите о своем музыкальном образовании. 
Я начал обучаться музыке в шесть лет. В начальной школе я начал играть на рекордере (вид барочной деревянной флейты), мне было тогда восемь. Это было очень важно для меня, потому что многие композиторы эпохи барокко (Бах, Гендель, Телеманн) писали для рекордера и я очень любил все эти пьесы и сюиты. Позже, когда мне исполнилось пятнадцать, я стал играть на флейте и почувствовал, что нашел "свой" инструмент, который был наиболее близок моему сердцу с точки зрения классических и прог-роковых музыкальных аспектов. 
Расскажите о вашей групповой карьере. 
Мы основали первую группу с друзьями, когда я учился в средней школе, это было в 1976 году. В то время нашими любимыми группами были ELP, Camel ,Pink Floyd, так что наши первые шаги были сделаны в том направлении. Я играл вместе с Габором Назади [Naszadi Gabor], так что наша дружба крепка и стара, поэтому мы вместе и играли на альбомах Musical Witchcraft. Чуть позже, когда я уже заканчивал школу, я стал играть в другой группе, где познакомился с двумя будущими музыкантами группы Solaris (Истваном Жигланом и Аттилой Сересом). В конце концов в 1980 году мы организовали Solaris (Ердез, Жиглан, Коллар, Серес, Тот Вильмос) и на одном конкурсе любительских поп-рок групп мы заняли 3-е место (из 137 участников). Этот успех и стал по настоящему началом группы, потому что имя "Solaris" мы выбрали после финала конкурса для выпуска сингла. 
Быть флейтистом в прогрессив-рок-группе - это значит быть неизбежно сравниваемым с Яном Андерсоном и Тайсом Ван Лиром. Скажите, что вы думаете об этих музыкантах и какие еще флейтисты повлияли на Вас? 
Ян Андерсон и Тайс Ван Лир - великие флейтисты и музыка давно и глубоко засела в моем сердце. Так что я люблю ссылаться на Хэрби Манна [Herbie Mann], чья музыка - в другом стиле - стала еще одним важным впечатлением. 
Вашу сольную карьеру стоит понимать как независимое творчество? 
Не совсем, мы просто хотим сконцентрировать внимание на важности командной работы на новом диске Musical Witchcraft II. С этим составом мы планируем покататься с гастролями по Венгрии и за рубежом. Имя этой группы - Musical Witchcraft Project. 
Сравнивая с Solaris, Musical Witchcraft Project играет более ориентированную на средневековый фолк музыку. Что привело Вас к этому направлению? 
Акустические инструменты (акустическая гитара, флейта, скрипка, перкуссия) играют важную роль на втором альбоме Musical Witchcraft Project, но мы надеемся, что более "тяжелые" прог-роковые композиции будут хорошо сочетаться с "атмосферно-инструментальными" пьесами на втором диске. 
Дискография 
Marsbeli kronikak (Martian Chronicles) (1984) 
1990 (1990) 
Nostradamus - Book of Prophecies (1999) 
Back to the Roots (2000) 
Euro-Rock Press, 2003 
Алексей Петухов, перевод с английского

Solaris - Marsbeli Kronikak - 1984
01 The Martian Chronicles I.
02 The Martian Chronicles II. - III.
03 The Martian Chronicles IV. - VI.
04 M'ars Poetica
05 If the Fog Ascends
06 Apokalypse
07 Prelude in E Minor
08 Undefeatable
09 Solaris
10 The Planet of Orchids
11 The Yellow Circle
Flac\Cue\Log\Scans\3% на восстановление
Pass: Antiquar


